додолев (edodolev) wrote,
додолев
edodolev

Рецензия на книгу Евгения Ю. Додолева «Александр Градский. The Голос»

Оригинал взят у vs_baronin в Рецензия на книгу Евгения Ю. Додолева «Александр Градский. The Голос»
Рецензия на книгу Евгения Ю. Додолева «Александр Градский. The Голос», опубликованная в газете «Книжное обозрение» №12 (2362) '2013.



ЕСТЬ ТАКОЙ ПРОФЕССИОНАЛ!

Евгений Ю. Додолев
Александр Градский. The Голос.
М., РИПОЛ классик, 2013. – 256 с., ISBN 978-5-386-05582-0

Главное, что отличает житие несчастной отечественной поп- и рок-сцены от любых иностранных аналогов – практически публично декларируемое отрицание ее истории. Нет-нет, даже не конкретных событий, а истории в целом – как будто все сомнительные «достижения» дня сегодняшнего на ней взялись из ниоткуда (а раз так, то и уйдут они в никуда…). Однако персону Александра Градского даже современным медиа-манипуляторам из истории нашей музыки XX века выкинуть не под силу – остается только удивиться, что подобная книга не была написана ранее. Впрочем, лучше поздно, чем никогда.

Тем более, что и автор книги высказывает вполне обоснованное мнение, что «The Голос» – это «лишь первый из бесчисленных манускриптов о Градском». Первый, но не из тех блинов, что комом – Евгений Додолев с присущим ему профессионализмом собрал под одной обложкой в историко-хронологическом порядке, естественно – монологи самого Александра Градского, фрагменты его статей и интервью с 70-х по «нулевые», зачастую парадоксальные оценки музреальности первым профессионалом нашей теоретически несерьезной сцены, комментарии былых коллег Маэстро по его музыкальным составам и собственные авторские замечания. Вот и получилась книга, формат которой уже давно стал стандартом в рок-метрополиях – профессионал пишет о профессионале, причем так, что результат оказывается интересен и пресловутой широкой публике. Причина такового интереса в данном случае – в сближении автора с героем книги на самое близкое расстояние, которое и делает хорошо различимым те детали жизни и личности, до которых охочи многие. И, конечно же, нельзя упустить из виду, что книга была создана к тому моменту, когда общественный интерес к в меру эксцентричной персоне Александра Градского достиг максимума за последнюю четверть века: да-да, участию великого певца в телепроекте «Голос» в книге уделено не столь уж мало места, причем оценка и автором, и его героем данного события бесконечно далека от позиции родной якобы околомузыкальной прессы.

А всем тем, чья жизнь хоть малейшим образом коррелировала с развитием (и последующей деградацией) родной рок-сцены, просто безумно интересно читать воспоминания Градского о событиях на ней – не без изрядного эгоцентризма, естественно. Интересно над книгой вспоминать о том, свидетелем чего ты был сам – но куда интереснее узнавать о «преданьях старины глубокой»: ведь до сих пор мы можем куда больше знать о ранних годах карьеры Deep Purple или Led Zeppelin, нежели о профессиональном становлении самого Александра Градского. Предельно ироничная, в том числе по отношению к себе, и прямолинейная манера высказываний Градского о нашей поп- и рок-истории последних десятилетий сделала «The Голос» уникальной для России книгой – у нас все привыкли, что артисты или подгоняют свое мнение под общественное представление о них, или «говорят тихо» – да так, что их никто не слышит. С Градским всё наоборот – не пройдешь не заметив; и об этом отлично осведомлены все поклонники его музыкальных дарований. Собственно, «The Голос» встал в один ряд с музыкальными альбомами певца, шокирующе в положительном смысле слова звучавшими в любую эпоху. И с его появлениями на радио и телевидении тоже – неважно, в какой роли и в каких передачах. Так что не будет преувеличением сказать, что книга, столь по-хорошему нагло декларирующая наличие на нашей сцене Профессионала с большой буквы, задает наверняка труднодостижимый для современной России стандарт музыкальной журналистики. И вовсе отрадно, что в книге немалое место уделено истории создания одного из самых этапных и недооцененных альбомов в истории русской музыки последней трети XX века – «Русских песен» Александра, создававшегося с 1976 по 1979 год.

При несомненном новаторстве для отечественного слушателя авторского подхода ни в конем случае нельзя cказать, что «The Голос» – это первый прорыв на бескрайнем фронте, ведь мемуары Андрея Макаревича и описания историй ряда отечественных рок-коллективов у всех на виду. Вопрос лишь в масштабе личности героя книги, и в кои-то веки эта личность прямо-таки приходит к читателю в гости с ее страниц. И тут уже излишне говорить о возникновении по прочтении «The Голос» интереса читателя к Александру Градскому – его песни наверняка будут прослушаны, и вопросов уровня «а кто это такой?» у молодого и не только поколения возникать не будет.

Tags: Голос, Градский, книги, музыка, рецензия, рок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments